Главная страница   О сайте   Поиск могил   Архив сайта  Мем. доски  Гостевая книга
ЗАРУБИНА ИРИНА ПЕТРОВНА
(9(22).04.1907 - 20.05.1976)
 
Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1951), народная артистка Таджикской ССР (1944)
 

Популярнейшая актриса театра и кино 1930-1960-х годов Ирина Зарубина родилась в Казани. Там же прошло и её детство. В школе Ирина отличалась от всех одноклассников, была отличницей в классе. После школы И.П. Зарубина поехала в Ленинград и поступила в Техникум сценических искусств, который окончила в 1929 году. В том же году Зарубина вошла в труппу Ленинградского Театра Пролеткульта. На сцене этого театра она сыграла в спектаклях "Гроза" (1933), "Поднятая целина" (1933), "Смерть Пазухина" (1935) и др.

Будучи актрисой театра Пролеткульта Ирина Зарубина впервые сыграла и в кино. Её кинодебютом стал фильм "Иудушка Головлёв” (1933), по М.Е. Салтыкову-Щедрину. В этой киноленте И.П. Зарубина сыграла роль Евпраксеюшки, а её партнёром был выдающийся актёр и режиссёр В.Р. Гардин. Вот что он рассказывал позднее о работе в этом фильме: "Умная и высоко даровитая артистка, Зарубина очень глубоко вдумалась в текст Салтыкова-Щедрина. В созданном ею образе было много лени, тупости, заплывшей жиром мещанской натуры глупой, тёмной девки. Но сквозь портрет, нанесённый мастерски подобранными деталями в интонациях и движениях, сквозило иногда лицо самой актрисы. Это случалось в тех сценах, в которых автор показывал пробудившееся в Евпраксеюшке материнское горе. В них Зарубина отходила от образа тупой любовницы Головлёва и внушала не только глубокую жалость, но и уважение”.

Внешние данные И.П. Зарубиной соответствовали представлению о типичном облике русской молодой женщины – здоровой, статной, круглолицей, с живыми глазами, которые легко становились озорными, смеющимися или наполненными тоской и душевными страданиями. Актрисе нравились роли женщин, в характере которых, казалось бы, пассивных и слабых, неспособных к активной борьбе, дремлют нерастраченные жизненные силы и прорываются с неудержимой страстью в моменты острых драматических ситуаций. Именно таким Зарубина представляла себе образ Евпраксеи, придавленной крепостнической покорностью своему барину и взбунтовавшейся против его бесчеловечности.

Главным, центральным образом экранизации семейной хроники "Господа Головлёвы” был Порфирий Петрович (Иудушка) Головлёв, роль которого сыграл В.Р. Гардин. Зарубина играла дочь дьячка, здоровую работящую девушку, ставшую экономкой барина, а затем и его любовницей. В начале фильма Евпраксея в изображении Зарубиной поражает своей безответностью, безропотной покорностью. Артистка находит выразительные детали её внешнего облика. Равнодушно её лицо, ленивы и медлительны её движения. Не испытывая ни угнетения, ни отвращения, лежит она на кровати в ожидании барина. Казалось, что Евпраксея лишена самых естественных проявлений человеческих чувств. Но вот у молодой женщины родился ребёнок. Материнство преобразило её. Исчезло с лица безразличие, нежностью и лаской светятся её глаза. Лёжа в постели, счастливая и безмятежная, она, тихо напевая, убаюкивает своего сына.

Драматизм роли нарастает с того момента, когда Иудушка с помощью Улиты тайком увозит ребёнка в приютский дом. Актриса находит верный подход к пониманию и раскрытию социальной сущности того протеста, который накапливался в героине. С материнством пробуждается в ней чувство человеческого достоинства. Подперев рукой голову и раскачиваясь, как от нестерпимой боли, Евпраксея скорбно причитает об отнятом у неё ребёнке. Безжизненна её фигура, автоматичны движения. И в то же время какие-то новые черты отличают молодую женщину от прежней Евпраксеи. В своём безысходном материнском горе она становится трогательной, вызывает сочувствие. В ней пробуждается понимание того, кто является виновником их страданий…

И.П. Зарубина великолепно проводила сцены разгула в свиданиях с Архипом, без которых не завершён был бы образ Евпраксеи. К сожалению, из-за монтажных соображений они не вошли в фильм, и её образ остался в фильме недорисованным.

Второй работой в кино стала для Ирины Зарубиной экранизация пьесы А.Островского "Гроза", вышедшая на экраны страны в 1934 году. Сначала для актрисы всё было лестно и радостно. Совсем молодая Зарубина впервые снимается в кино, а вокруг неё – целое созвездие знаменитостей. Вместе с ней играют народные артисты республики – В.Массалитинова (Марфа Кабанова), Е.Корчагина-Александровская (Феклуша), М.Тарханов (Дикой), А.Тарасова (Катерина), М.Царёв (Борис), М.Жаров (Кудряш), И.Чувелев (Тихон).

И.П. Зарубиной досталась роль Варвары Кабановой, сестры Тихона. Окончательно утвердило Зарубину на эту роль мнение режиссёра картины В.М. Петрова: "Очень интересная актриса и, вероятно, с большим будущим”. Грим и костюм Варвары поначалу встревожили Зарубину. Гладко прилизанные, смазанные маслом волосы, будничный ситцевый наряд, выделяются лишь броские полосатые чулки. Вот во что обратилась, по замыслу постановщика, пышная русская красавица. Режиссёр фильма В.М. Петров, как бы споря с постановщиком спектакля А.Б. Винером, постепенно "смывал” с Зарубиной её сценический грим, изменял её внешний облик, добиваясь от актрисы иного истолкования образа. "Мои страдания, - вспоминала Ирина Петровна, - начались после того, как Владимир Михайлович познакомил нас со своим замыслом. Мне было предложено играть совсем другую Варвару. В театре моя Варвара жизнерадостная, любящая, страстно стремившаяся вырваться из-под страшного гнёта Кабанихи. Добродушным, весёлым был и Кудряш. В кинофильме мне и Михаилу Ивановичу Жарову, исполнителю роли Кудряша, предлагалось сыграть молодых преемников столпов купеческого мира города Калинова – Диких и Кабановых”.

Поначалу И.П. Зарубиной было очень трудно принять такую трактовку роли Варвары. Она даже была готова отказаться от роли. Петров долго и терпеливо убеждал актрису, объяснял ей, что такая трактовка необходима ему для того, чтобы ярче показать одиночество Катерины в "темном царстве”. В своём режиссёрском прочтении "Грозы” Петров исходил из статьи Добролюбова "Луч света в тёмном царстве”, и слова его звучали последовательно и убедительно. В конце концов, сопротивление актрисы было сломлено. Подчинившись режиссёрской воле, Ирина Зарубина вскоре почувствовала интерес к новому замыслу и, обнаружив при этом способность к быстрому переключению, принялась за работу.

Молодой актрисе Зарубиной нелегко было играть рядом с прославленными мастерами. Во время репетиций, видя, что даже сам В.М. Петров замирает от восторга, слушая и наблюдая дуэты В.О. Масалитиновой и Е.П. Корчагиной-Александровской, Зарубину охватывали сомнения. Она не отрывала от них глаз, вслушивалась в каждое их слово, их интонации, и чувствовала себя перед ними беспомощной ученицей. Но сомнения проходили благодаря атмосфере доброжелательности, которая царила в постановочном коллективе во время съёмок. И в этом очень помог молодой актрисе Михаил Михайлович Тарханов, который относился к ней поистине с отцовской нежностью.

Вскоре в творческой биографии И.П. Зарубиной появились ещё две кинороли. Сначала актриса сыграла небольшую роль Зоси Бунцевич в ленте "Золотые огни” (1934), а потом была и первая главная роль – Наташи в ставшем необыкновенно популярном фильме "Подруги” (1935).

В 1935 году Зарубину пригласил в свой Театр Комедии великий режиссёр Н.П. Акимов, и она быстро становится ведущей актрисой этого театра. Такие профессиональные свойства актрисы, как врождённое комедийное дарование, сердечность, юмор, душевная щедрость и неподдельная искренность помогли И.Зарубиной создать на сцене прославленного театра много незабываемых образов. Это Лушка в «Поднятой целине» М.Шолохова, Хозяйка в «Обыкновенном чуде» Е.Шварца, Атуева в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина, Клеопатра Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н.Гоголя, Варвара в «Грозе» А.Островского, Евгения в «На бойком месте» А.Островского, Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Надежда Петровна «Помпадуры и помпадурши» по М.Е. Салтыкову-Щедрину и др.

Талантливый режиссер Н.П. Акимов сумел разглядеть, а затем и использовать другие уникальные профессиональные данные Ирины Петровны. Он намеренно занимал её в пьесах зарубежных авторов, где Зарубина должна была играть совершено по-другому. Актрисе предстояло выработать иные профессиональные свойства – умение внешнего перевоплощения, искусство особой театральной дикции, владение мимикой и жестом. Так появились: Марсела в «Собаке на сене» Лопе де Вега, леди Тизл в «Школе злословия», Мария в «Двенадцатой ночи» У.Шекспира, миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен» Б.Шоу. Следует отдать должное тому, что невзирая на свою полноту Зарубина умело двигалась на сцене, танцевала, пела, играла в водевилях.

Она была любимой актрисой Николая Акимова. На репетициях режиссёр всячески поддерживал атмосферу веселья, остроумия, изобретательности. Он радовался каждой смешной находке, поощрял импровизацию, а если что-то было явно не туда или «подгуляло» с точки зрения вкуса, он умел тактично, с юмором, щадя самолюбие автора шутки, отвести предлагаемое.

Б.Тенин вспоминал о том, как проходили репетиции «Двенадцатой ночи»: "Акимов очень любил сцены Тоби с хохотушкой Марией (её предельно сочно играла Ирина Зарубина), по многу раз с увлечением репетировал их, подталкивая нас на самую бесшабашную импровизацию. Репетировать и играть с Ириной было наслаждением. Тоби называет Марию "несравненным дьяволом остроумия”, и Зарубина оправдывала каждое из этих трёх слов. Лёгкая, озорная, сметливая, жизнерадостная, Зарубина-Мария дарила зрительному залу целый весёлый концерт. Все наши сцены с ней принимались очень хорошо. Особенно сцена хохота после удачного розыгрыша Мальволио, клюнувшего на мнимое письмо к нему от имени Оливии. Это была одна из лучших сцен спектакля. Когда Мальволио, радостно-высокомерный, удалялся, Тоби, Мария и их команда, Эндрю и шут Фибиан, вываливались на сцену из-за кустов, откуда они наблюдали за Мальволио, не в силах больше сдерживать душивший их смех. Мы катались по полу, буквально корчась от смеха. А Ирина просто стонала от смеха, страдала от того, что не могла остановить его, и вдруг заливалась ещё более неудержимо. Казалось, в ней сосредоточилась вся шекспировская радость бытия”.

Что же касается первых киноработ И.П. Зарубиной, то они были связаны с выдающимися произведениями русских классиков – Салтыкова-Щедрина, Островского, Горького, А.Толстого. Роли, которые она сыграла до войны в экранизациях русской классики, составляют наиболее яркие, незабываемые страницы в её творческой биографии. После крепостной девушки Евпраксеи в фильме "Иудушка Головлёв” по Салтыкову-Щедрину и Варвары из "Грозы” Островского последовала роль прачки Натальи Козловской во второй экранизации горьковской трилогии "В людях” (1938) и, наконец, роль Ефросиньи в двухсерийном фильме "Пётр Первый” (1937-1938) по роману А.Толстого.

Образ Ефросиньи, любовницы царевича Алексея, наиболее сложная и зрелая работа актрисы в эти годы. В первой серии Ефросинья появляется всего лишь в нескольких эпизодах. Зритель знакомится с ней, когда она моет пол в спальне царевича. Всё просто и понятно в Ефросинье – сытой дворовой девушке, недалёкой и трусливой, попавшей в царские хоромы. Во второй серии фильма всё меняется. Здесь актриса столкнулась с более сложным материалом. И хотя Ефросинья стояла в одном ряду с героинями, сыгранными актрисой в кино до этого, и уж совсем рядом с крепостной Евпраксией, но в её характере и поступках было и что-то иное, отталкивающее. Бывшая крепостная, приближённая к царскому двору, Ефросинья уже была развращена новым положением. Оно рождало в ней эгоизм и лицемерие, расчётливость и трусость. И эту особенность характера своей героини И.П. Зарубина очень точно поняла и выразила тончайшими средствами.

Почти все первые роли Зарубиной в кино – женщины, духовно неразвитые, близкие к первобытности, к природе, которую актриса очень любила. Её любовь к природе чувствуется даже в словах, сказанных ею в адрес кино: «В этом виде искусство больше всего я люблю натурные съёмки». Её первые героини – простые, естественные, пышущие здоровьем – все они, однако, были разными, несмотря на фактически отсутствие у актрисы грима.

За блестящее исполнение роли Ефросиньи в фильме "Пётр Первый” 1 февраля 1939 года И.П. Зарубина была награждена орденом Трудового Красного Знамени. А потом последовали новые роли в кино – Клеопатра в фильме "Враги” (1938), Вера в фильме "Друзья” (1938), Катька в ленте "На границе” (1938). Из предвоенных кинофильмов, в которых сыграла И.П. Зарубина, зрителям особенно запомнились роли купеческой дочки Маланьи в сказке "Василиса Прекрасная” (1939) и одной из гостей Чкаловых, заслуженной артистки в фильме "Валерий Чкалов” (1941).

А в годы войны она и на самом деле стала заслуженной артисткой. Ленинградский театр Комедии был эвакуирован в Среднюю Азию, где актриса играла в спектаклях "На бойком месте" (1941), "Питомцы славы" (1941), "Давным-давно" (1941), "Актриса" (1942), а в 1944 году И.П. Зарубиной было присвоено звание народной артистки Таджикской ССР.

В послевоенные годы Зарубина стала сниматься очень редко. Помимо комедийно-водевильных ролей ей, по традиции, предлагали однотипные фигуры обычных простых деревенских баб. В фильме "Свет над Россией” (1946), в котором И.П. Зарубина сыграла небольшую роль молодки, её имя даже не было указано в титрах. Позднее были роли учительницы Ольги Николаевны в киноленте "Два друга” (1954), профессорской жены Зои Валентиновны Дудкиной в фильме "Безумный день” (1956), Людмилы Ивановны Зубовой в фильме "Разные судьбы” (1956), Марии Семёновны в короткометражной ленте "Маленькая история” (1957), председателя горсовета Веры Петровны Зайчиковой в фильме "Шофёр поневоле” (1958). И хотя все свои роли Зарубина по-прежнему играла блестяще (достаточно упомянуть замечательную роль профессорши Дудкиной), единственной по-настоящему удачной работой Зарубиной на тот период, стала роль комендантши Белогорской крепости Василисы Егоровны в экранизации "Капитанской дочки” (1958) А.С. Пушкина. И роль эту Зарубина сыграла превосходно. Казалось, что Пушкин, зная актрису, писал свою капитаншу Миронову специально для Зарубиной, настольно точным и безукоризненным было её попадание в этот образ.

В 1957 году, к 50-летию со дня рождения, Ирине Петровне Зарубиной было присвоено звание народной артистки РСФСР. После этого у актрисы практически больше не было ярких, запоминающихся ролей в кино. Она сыграла несколько маленьких и даже эпизодических ролей в фильмах "Алёнка” (1961), "Две жизни” (1961), "Первый троллейбус” (1963), "Авария” (1965), "Три толстяка” (1966), "Чудаки” (1967). Зато её последняя роль в кино запомнилась многим кинозрителям. Роль Прасковьи Паньковой в ленте "Деревенский детектив” (1968) была сыграна просто замечательно и стала настоящей "лебединой песней” прекрасной актрисы. Интересно и то, что спустя тридцать с лишним лет, Зарубина вновь играла рядом с великим Михаилом Жаровым, исполнителем роли Анискина. К большому сожалению, эту талантливую и необыкновенную актрису нечасто приглашали в кино. В её фильмографии всего около 25 фильмов.

Среди театральных работ И.П. Зарубиной, сыгранных в послевоенные годы в Ленинградском театре Комедии выделяются роли в спектаклях "На всякого мудреца довольно простоты" (1946), "Медведь" (1948), "Тень" (1949), "Поют жаворонки" (1950), "Рассвет над Москвой" (1951), "Месяц в деревне" (1953), "Помпадуры и помпадурши" (1954), "Дядюшкин сон" (1956), "Обыкновенное чудо" (1956), "Ложь на длинных ногах" (1956), "Профессия миссис Уоррен" (1956), "Мирные люди" (1957), "Ревизор" (1958), "Четверо под одной крышей" (1959), "Чемодан с наклейками" (1961), "Зеленый кузнечик" (1964), "Гусиное перо" (1965), "Свадьба Кречинского" (1966), "Пестрые рассказы" (1967), "Цилиндр" (1968), "Милый старый дом" (1972), "Игра с кошкой" (1973).

В разные годы актриса принимала участие в записи радиоспектаклей: «Старосветские помещики» Н.Гоголя (роль Пульхерии Ивановны); «Искатели» Д.Гранина (Лиза), «Посланец мира» С.Антонова (Никанорова), «Судьба Марины» Л.Компанийца (Марина Власенко). В фондах радио также хранятся сцены из театральных постановок и композиции с участием И.П. Зарубиной.


Похоронена на кладбище в Комарово в Санкт-Петербурге.