Главная страница   О сайте   Поиск могил   Архив сайта  Мем. доски  Гостевая книга
(26.10.1893 - 18.03.1962)
 
Российская, советская актриса театра и кино, режиссёр, сценарист, театральный педагог. Народная артистка РСФСР (1957).
 
Наталья Рашевская родилась в Петербурге, в семье крупного военного инженера, который участвовал в русско-японской войне и погиб при обороне Порт-Артура. Наташа воспитывалась дома, а потом - в Петербургском Дворянском институте. Рано решившая стать профессиональной актрисой, Наталья Рашевская в 1911 году, в 18-летнем возрасте, поступила на драматические курсы при Петербургском императорском театральном училище.

В 1914 году Рашевская окончила драматические курсы и была принята в труппу Александринского театра, где работала два сезона. В эти два сезона, которые пришлись на годы Первой мировой войны, молодая актриса Рашевская получает заметные роли в Александринском театре - Первая княжна в "Горе от ума" А.Грибоедова (1914), Дуняша в "Царской невесте" Л.Мея (1914), Катя в "Сестрах Кедровых" Н.Григорьева-Истомина (1914), Вторая женщина в постановке "Король, закон и свобода" Л.Андреева (1914), Маруся в "Зеленом кольце" З.Гиппиус (1915), Сара в "Стойком принце" П.Кальдерона (1915), Аня в "Вишневом саде" А.Чехова (1916), а также Пек в спектакле "Сон в летнюю ночь" У.Шекспира (1916). Одновременно с работой в театре Н.С. Рашевская посещала Студию Вс.Мейерхольда на Бородинской улице.

В 1917 году актриса поступает в труппу театра К.Н. Незлобина в Петрограде, где выступает в течение еще одного сезона. Здесь за сезон 1917-1918 годов она сыграла такие роли: Лиза ("Екатерина Ивановна" Л.Андреева), Соня ("Ревность" М.Арцыбашева), Раиса ("Касатка" А.Н. Толстого), Сесили ("Как важно быть серьезным" О.Уайлда), Елена ("Ночной туман" А.Сумбатова-Южина).

В 1918 году Рашевская вновь приходит в театр-студию под руководством В.Э. Мейерхольда. Уже на правах известной, а не начинающей актрисы она сыграла роль Лауры в "Каменном госте" Пушкина. В следующие два сезона (1918-1920) она выступает на сцене драматических театров Петрозаводска и Костромы под руководством Н.В. Петрова. Репертуар Рашевской в эти годы значительно расширился: Лиза ("Дворянское гнездо" по И.Тургеневу), Глафира ("Волки и овцы" А.Н. Островского), Глаша ("Гроза" Островского), Лиза ("Горе от ума" Грибоедова), Нина ("Маскарад" Лермонтова), Оля ("Светит, да не греет" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Наташа ("Три сестры" Чехова), Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Андреева), Консуэлла ("Тот, кто получает пощечины" Андреева), Агнес ("Бранд" Х.Ибсена), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Г.Гауптмана), Луиза ("Коварство и любовь" Ф.Шиллера), Офелия ("Гамлет" Шекспира). Рашевская ведет большую организаторскую работу. Так, в Петрозаводске она основала сектор детского театра, а в Костроме организовала детские спектакли.
 
В 1920 работала в театрах Петрозаводска и Костромы. В 1921 году возвратилась в Академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр), где работала до конца жизни, в том числе и как режиссёр. Одновременно ставила спектакли в других ленинградских театрах.
В 1946—1950 годах параллельно с работой в Театре драмы им. А. С. Пушкина была художественным руководителем Большого драматического театра им. М. Горького (ныне АБДТ им. Г. А. Товстоногова). На этой сцене Н. С. Рашевской поставила спектакли «Сердце не камень» А. Н. Островского (1945), «Враги» (1948), «Егор Булычев и другие» (1949) и «Достигаев и другие» (1951) по пьесам А. М. Горького, «Обрыв» по И. Гончарову (1956).
 
Похоронена на Богословском кладбище. Автор памятника Михаил Аникушин.