ЛАВРОВ КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ
(15.09.1925 - 27.04.2007)
Советский и российский актер театра и кино. Художественный руководитель Ленинградского (Санкт-Петербургского) театра БДТ. Народный артист СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1985)
Кирилл Лавров родился в актёрской семье. Его отец - народный артист СССР, мама в театре не играла, но занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио. Кирилл Юрьевич с ранних лет увлекался театром, но до начала актёрской карьеры ему пришлось пройти нелегкий путь: война внесла свои коррективы в жизнь. В начале 1943, в неполные восемнадцать лет он добровольцем ушёл в армию. Долго уговаривал военкома отправить его на фронт, но попал в Усть–Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа механиков. Он закончил эту школу в 1945 и после этого пять лет служил техником на одном из Курильских островов – обслуживал самолёты.
Отец Кирилла Юрьевича был против театральных устремлений сына и хотел, чтобы он оставался служить в авиации. Но вопреки мнению отца Лавров стал актёром. Специального образования он не получил: его не приняли в театральное училище из-за отсутствия аттестата зрелости. Тогда он отправился к Константину Павловичу Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, прочел весь свой небогатый репертуар и был приглашен на работу в театр.
Актёр вспоминает: «Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошел хорошую актерскую школу. Сначала работал статистом в Киевском драматическом театре имени Леси Украинки. Затем два года играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. Главный режиссер Константин Павлович Хохлов, который в свое время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст».
С 1950 по 1955 год Лавров работал в Киеве. Сначала играл в массовках, потом стал получать более заметные роли. В пьесе Мдивани «Новые времена» он сыграл вместе со своим отцом. Юрий Лавров играл председателя колхоза, Лавров-младший – его сына. Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, он с успехом сыграл целую серию интересных и запоминающихся ролей.
В 1951 году в Киев приехала выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Гольдони «Слуга двух господ» (он – Сильвио, она – Клариче) и в спектакле по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». Вскоре у них родился сын Сергей, и в сентябре 1955 супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил Константин Павлович Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ – Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького (с 1992 года театр носит имя Георгия Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова неразрывно связана с этим театром – с 1989 и по сей день он является его художественным руководителем. Правда, карьера в БДТ была под угрозой – через несколько месяцев после того, как Лавров начал работать в БДТ, умер Хохлов. На молодого актера это оказало такое сильное влияние, что он даже собрался уходить из театра и ехать в Потсдам, в военный театр. Однако потом принял предложение остаться ещё на год в БДТ. Это «год» длится уже 50 лет.
С 1956 по 1989 БДТ руководил Георгий Александрович Товстоногов. Товстоногов по достоинству оценил актёрский талант Кирилла Юрьевича. Лавров вспоминает о режиссёре так: «Он сделал великими Борисова, Басилашвили, Доронину, Лебедева, Смоктуновского, Юрского, Фрейндлих... При его руководстве была блестящая труппа. Он меня заметил, стал давать главные роли. То, кем я стал, это заслуга Георгия Александровича. <…> О группе, главным образом работавшей с ним, он очень много думал. И, в частности, обо мне, я знал это. Неоднократно говорил: «Кира, меня беспокоит, что Вы стали много появляться в кино в одном и том же виде, Вам надо сыграть другое». И я получал Соленого в «Трех сестрах», Чарльза Говарда в «Четвертом» - что-то совершенно противоположное».
Многие роли, сыгранные Лавровым на сцене Большого драматического театра, стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра: Молчалин в «Горе от ума» (1962), Соленый в «Трех сестрах» (1965), Астров в «Дяде Ване» (1982), Городничий в «Ревизоре» (1972, 1991), Петр Мелехов в «Тихом Доне» (1977), Президент в «Коварстве и любви» (1990).
Похоронен на Богословском кладбище рядом с супругой.