(18.04(1.05).1905 - 19.05.1982)
Советский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1950, 1951 — дважды). Народный артист СССР 1951. Герой Социалистического Труда (1981).
Александр Борисов родился в бедной семье, был сыном прачки и кухонного работника.
В 1927 году Александр Борисов окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, причем еще до поступления в студию он участвовал в любительских спектаклях. Окончив студию при академическом театре драмы, Борисов был принят в театр-студию, а в 1928 году стал актером основной труппы театра, в котором оставался до конца жизни. В 1930 году А.Ф. Борисов сыграл свою первую крупную роль на сцене – энтузиаста и поэта, инженера Бориса Волгина ("Чудак" А.Н. Афиногенова), создав образ жизнерадостного, целеустремлённого человека. Уже в этой роли определилось большое лирическое дарование молодого актёра, его непосредственность, эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ Волгина – инициатора "первой бригады энтузиастов производства" – открыл галерею героев современности, созданную Борисовым.
Поначалу его талант принадлежал только театру. Первые десять лет А.Ф. Борисов был актером только на театральной сцене, где без остатка отдавал искусству свою на редкость музыкальную душу, обаяние человеческой непосредственности и простоты. Его лучшими актерскими работами в театре были образы русской классики: юродивый и самозванец в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина (1934, 1935), Петр в «Лесе» А.Н. Островского (1936), в этих ролях Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. В 1937 году в его жизнь входит кино. Режиссер Чеслав Сабинский, снявший более 30 кинолент, пригласил Борисова на роль Петра Белова в своем новом фильме "Днепр в огне". Фильм рассказывал о дореволюционных годах и о борьбе плотовщиков на Днепре, угнетаемых лесопромышленником Коганом, которые решили объявить стачку. Фильм не сохранился, да и роль Борисова была в нем не слишком заметной. Однако уже в 1938 году Александра Борисова вновь зовут на съемочную площадку. Режиссеры Лео Арнштам и Виктор Эйсымонт доверяют Борисову роль казака Назарки в фильме "Друзья". И эта роль была совсем небольшая, но дала актеру огромный опыт. Вместе с ним в ленте были заняты талантливые актеры того времени – Борис Бабочкин, Серафима Бирман, Павел Гайдебуров, Степан Каюков, Николай Черкасов и другие.
После участия в фильме "Друзья" (1938) в кинематографической биографии Александра Борисова наступила длительная пауза. Причин для этого хватало. Кинорежиссёры еще не успели оценить его возможности. Между тем началась война. На третий день войны, 24 июня 1941 года, к актеру Театра драмы им. Пушкина Александру Борисову примчался его давний друг композитор В.П. Соловьев-Седой и принес ему мелодию новой песни. Нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня "Играй, мой баян" в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне "Тучи над городом встали". Борисов спел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. Благодаря прекрасному первому исполнению этой песни А.Борисовым, не столько голосовым, сколько актерским данным исполнителя, первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне.
Вскоре Борисов был эвакуирован со своим театром в далекий Новосибирск. Во время войны Александру Борисову приходилось часто петь. Вместе со своим товарищем по ленинградской сцене Константином Адашевским он исполнял перед сибирскими тружениками или фронтовиками призывные, язвительные, полные весёлого мужества куплеты и частушки. Большой популярностью пользовалась музыкальная передача новосибирского радио «Огонь по врагу», которую вели Константин Адашевский и Александр Борисов. Они создали на радио образы веселых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Эта радиопередача получила широкую популярность у слушателей. Вообще-то надо отметить, что в годы войны по радио почти непрерывно транслировали прекрасную музыку, преимущественно русскую классическую, а также народную и замечательные советские песни.
После окончания войны А.Ф. Борисов и театр имени Пушкина возвращаются в Ленинград. На сцене Александринки создаются новые спектакли, составляющие классику советского театра. И ведущую роль в этих спектаклях всегда играет Александр Борисов. Убедительно раскрывались артистом героизм, стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека. Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Борисовым роли бойца Степана ("Победители" Чирскова, 1946). Борисов внёс в этот образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение актёра раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось в образе Павла Корчагина ("Как закалялась сталь", Н.Островского, 1947). Мудрость, простоту, подлинный демократизм советского государственного партийного деятеля показал Борисов в сценическом образе М.И. Калинина ("Жизнь в цвету" Довженко, 1947). Обаятельны созданные актёром еще до войны образы Семёна Котко ("Шёл солдат с фронта" Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы" Тренёва, 1937), а также Рекало ("За тех, кто в море" Лавренёва, 1946). Интересной была и роль царевича Фёдора («Великий государь» Соловьёва, 1945). За эти и другие театральные работы Александру Борисову была присуждена Государственная (Сталинская) премия 1947 года.
В 1948 году состоялось возвращение Александра Борисова в кинематограф. Всего лишь в третьей своей киноленте Борисов с блеском сыграл главную роль – академика Ивана Павлова в одноименном фильме Григория Рошаля о жизни и научной деятельности выдающегося ученого-физиолога, нобелевского лауреата, создателя учения о высшей нервной деятельности. За роль академика Павлова А.Ф. Борисов в 1949 году был удостоен премии лучшему актеру на IV Международном кинофестивале в Марианских Лазнях, а в 1950 году – Государственной (Сталинской) премии I степени. В эти годы в советском кино снимали много биографических фильмов о великих деятелях прошлого. Преодолевая идеологические схемы советского «биографического жанра», Борисов создал незабываемые экранные портреты великих русских подвижников. После фильма «Академик Иван Павлов», Борисов играет роль Петра Николаевича Рыбкина, помощника А.С. Попова в фильме «Александр Попов» (1949), роль композитора М.П. Мусоргского в ленте «Мусоргский» (1950), роль А.И. Герцена в фильме «Белинский» (1951), и, наконец, роль мецената Саввы Мамонтова в фильме «Римский-Корсаков» (1952).
Роли, сыгранные Борисовом в этих фильмах, запоминались. Его Павлов и Мусоргский вошли в сокровищницу советского кино. И хотя фильмы эти были порядком тенденциозны, свои роли Александр Борисов сыграл замечательно. Кроме того, в фильме Г.Рошаля "Мусоргский", Борисов даже спел несколько песен великого композитора! Его Савва Мамонтов получился настолько колоритным, что верилось, что знаменитый меценат таким и был! Да и ансамбль актеров в этих фильмах был великолепный: Николай Черкасов, Евгений Лебедев, Григорий Белов, Бруно Фрейндлих, Андрей Попов, Федор Никитин, Константин Адашевский и другие... Эти фильмы принесли Борисову славу и почёт, а за роли в лентах «Александр Попов» и «Мусоргский» в 1951 году ему были присвоены еще две Сталинские премии (I и II степеней), а также звание Народного артиста СССР (1951).
К героям А.Ф. Борисова испытываешь постоянную симпатию. Его лучшими актерскими работами стали образы русской классики, проникнутые верой в человеческое достоинство, нравственной чистотой, одухотворённостью: Кузовкин («Нахлебник» И.С. Тургенева, 1967), Лука («На дне» М.Горького, 1970), Плюшкин (по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, 1974). Многогранен, полнокровен у Борисова образ партийного работника Чеканова ("Высокая волна" Николаевой и Радзинского, 1952). В роли Кривохатского («Одна ночь» Горбатова, 1956) Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. Борисов играет и драматические, и комедийные роли, создаёт остро характерные образы.
На экраны страны вышли и новые кинофильмы с участием Александра Борисова – "Вольница” (1955), "Максим Перепелица” (1955), "Мать” (1955), "Следы на снегу” (1955), "Дорога правды” (1956), "Балтийская слава” (1957), "Одна ночь” (1957), "В дни Октября” (1958), "Пучина” (1958). Известен актер был и тем, что исполнял романсы, песни и частушки (постоянный аккомпаниатор – известный гитарист Сергей Сорокин). Борисов не являлся собственно певцом, но он обладал тем, чего порой не хватает многим профессиональным певцам: каждая исполненная им песня, романс были пронизаны чуткостью, задушевностью. В 1960 году Александр Борисов попробовал себя в качестве режиссёра, сняв по своему сценарию фильм "Кроткая" (по Ф.М. Достоевскому). В 1962 году он во второй раз выступил в роли режиссера, сняв мелодраму "Душа зовёт" (совместно с М.Руфом).
В 1960-е годы крупных ролей в кино у Борисова уже не было. В кинолентах "Весенние хлопоты” (1964), "Знойный июль” (1965), "Война и мир" (1965-1967), "В городе С.” (1966), "Зелёная карета” (1967), "Они живут рядом” (1967), "Похищение” (1969) он играл небольшие или даже эпизодические роли. Многие из них, правда, запомнились, были сыграны ярко и профессионально. Например, стопроцентным попаданием оказался образ дядюшки Ростовых в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». До конца жизни А.Ф. Борисов сыграл еще несколько небольших ролей в фильмах "Каменный гость” (1971), "Карпухин” (1972), "Командир счастливой "Щуки"” (1972), "Станционный смотритель” (1972), "Здесь наш дом” (1973), "Долг” (1977), "Хождение по мукам” (1977), "Личные счёты” (1982) и некоторых других.
Придя в Александринский театр в 1927 году, А.Ф. Борисов остался в нем на всю жизнь. Он был близок к каждому сыгранному им образу. Он жил ролью. Жил ролью в каждой частице своей души, даря окружающим тепло щедрого сердца.
На доме где жил актер Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 5 установлена мемориальная доска (арх. Михайлов С. Л.)
Похоронен на "Литераторских мостках" Волковского кладбища (авторы памятника скул. М. Т. Литовченко, арх. С. Л. Михайлов)