(27.08.1903 - 18.12.1993)
Советский театральный режиссёр. Первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982).
«Человек-легенда», «человек-эпоха», «мать детских театров мира», – так называли Наталию Сац ещё при жизни.
Наталия Сац родилась в Иркутске в семье композитора Ильи Саца и камерной певицы Анны Щастной. В 1904 году вместе с родителями переехала в Москву. Окончила шесть классов частной гимназии.
Играла в Драматической студии имени А.С. Грибоедова. В 1917 году завершила обучение в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина.
В 1918 году стала заведующей детским сектором в Театрально‑музыкальной секции Московского Совета рабочих депутатов (Темусек). В том же году по инициативе Наталии Сац был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета.
В 1920 году стала руководителем Государственного театра для детей. В 1921 году Сац покинула театр из‑за разногласий с художественным руководителем Генриеттой Паскар. В 1921 году основала Московский театр для детей (с 1936 года ‑ Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодежный театр, РАМТ). До 1937 года являлась его директором и художественным руководителем.
В 1920 году стала руководителем Государственного театра для детей. В 1921 году Сац покинула театр из‑за разногласий с художественным руководителем Генриеттой Паскар. В 1921 году основала Московский театр для детей (с 1936 года ‑ Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодежный театр, РАМТ). До 1937 года являлась его директором и художественным руководителем.
Среди наиболее известных постановок этого периода ‑ "Негритенок и обезьяна" (1927), "Сережа Стрельцов" (1935), "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936) и др.
В августе 1937 года Наталия Сац была арестована как "член семьи изменника Родины" (ее муж, Израиль Яковлевич Вейцер, крупный советский деятель, нарком внутренней торговли СССР и торгпред в Германии, был арестован и расстрелян, затем реабилитирован в 1956 году).
Сац была отправлена в ссылку в Рыбинский лагерь в Ярославской области, где стала руководителем лагерной самодеятельности. В августе 1942 года была освобождена, но оставлена на поселении близ города Рыбинска.
Сац была отправлена в ссылку в Рыбинский лагерь в Ярославской области, где стала руководителем лагерной самодеятельности. В августе 1942 года была освобождена, но оставлена на поселении близ города Рыбинска.
В 1943 году стала режиссером Алма‑Атинского театра оперы и балета Казахстана.
В 1944 году Сац создала в Алма‑Ате первый Театр для детей и юношества Казахстана (ныне ‑ Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац). С 1944 года по 1950 год здесь были поставлены спектакли "Красная шапочка" по произведению Евгения Шварца (1945), "Двенадцатая ночь" (1947), "Два капитана" и "Молодая гвардия" (1948), "Два веронца" Уильяма Шекспира (1949).
В конце 1950‑х годов Наталия Сац была полностью реабилитирована.
В конце 1950‑х годов Наталия Сац была полностью реабилитирована.
В 1958 году она вернулась в Москву, возглавила Всероссийский гастрольный театр, затем ‑ детский отдел Московского государственного театра эстрады (Мосэстрады).
В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года — профессор. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года — профессор. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Автор памятника скуд. А. Балашов.