НЕКРОПОЛЬ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВ


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Фалик Юрий Александрович

(30.07.1937 - 23.01.2009)
 
Советский и российский композитор и дирижер. Народный артист Российской Федерации.
 
Юрий Фалик принадлежит к поколению, чье творческое самосознание сложилось в 1960-е годы. Он — человек эпохи „оттепели". Стиль его, однако, — явление непрерывно движущееся, и каждое новое произведение — открытие. 

Юрий Александрович Фалик родился в Одессе, городе — славившемся своими музыкальными традициями. Его отец, Александр Фалик, был музыкантом одесского Оперного театра и брал сына с собой на спектакли. Одаренный мальчик с детства был погружен в музыку. Все обещало ранний восход таланта, но война разрушила этот прекрасный мир. Погиб отец, мать и сын оказались в эвакуации в далекой Киргизии были отлучены от музыки на долгие годы. Глубина и сложность переживаний раннего детства повлияли не только на склад личности, но и на искусство Юрия Фалика.
В послевоенные годы его судьба складывалась благополучно. Он блистательно завершает свое образование в Ленинградской консерватории: вначале как виолончелист (в классах А. Штримера и М. Ростроповича), а потом и как композитор (в классах Ю. Балкашина и Б. Арапова). Перед ним открылась блестящая карьера солиста-виртуоза (он - лауреат первой премии Международного конкурса виолончелистов в Хельсинки), но этой карьерой инструменталиста он пренебрег ради композиторского творчества.
Юрий Фалик — профессор Петербургской консерватории по классам композиции и инструментовки. Сочинение и педагогику Фалик успешно сочитал с дирижёрской деятельностью. Он широко был известен в России и за ее пределами.
Среди сочинений Фалика: опера–буффа „Плутни Скапена" (по Ж-Б. Мольеру), хореографическая трагедия „Орестея". (по Эсхилу), Легкая симфония для оркестра, Симфония для струнного оркестра и ударных, Первый концерт для оркестра (по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле), Второй концерт для оркестра („Симфонические этюды".), Камерный концерт для трех флейт и струнного оркестра, Концертино для гобоя и камерного оркестра, Концертино для фагота и струнного оркестра, Концерт для скрипки с оркестром, Concerto della Passione для виолончели и симфонического оркестра, Панихида по И. Стравинскому („Элегическая музыка". для 4 тромбонов и 16 струнных), концерты для хора a capella (на стихи И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина), концерт для духовых и ударных „Скоморохи", восемь струнных квартетов, Квинтет для духовых, хоровые и вокальные циклы и др. Последние крупные сочинения — Литургические песнопения для солистов и хора а capella на тексты „Молитвослова" (1992), Симфония №2 („Кадиш". 1993), Месса для солистов, хора и камерного оркестра (1996), Концерт для солирующего сопрано и хора а capella „Элегии". (стихи А. Ахматовой и Н. Гумилева, 2001), Восьмой квартет (2001).
 
Похоронен на Смоленском православном кладбище.
 
 


Поиск



 Книга памяти

16 октября в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни ушел из жизни выдающийся оперный певец, солист Мариинского театра, педагог Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, Народный артист СССР (1983) Охотников Николай Петрович (05.07.937)