Статистика

Арапов Борис Александрович

(30.08(12.09).1905 - 27.01.1992)
 
Советский композитор и педагог. Преподаватель Ленинградской (Петербургской) консерватории с 1930 года (с 1940 года профессор). Народный артист РСФСР (1976).
 
Борис Арапов родился в Петербурге.
 
В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу сочинения профессора В. Щербачева. Список сочинений Арапова объемен. Однако замыслы вызревали и реализовывались не спеша. Владея всем многообразием приемов, введенных в музыку послевоенным европейским авангардом, Арапов всякий раз отбирал средства для создания новой музыкальной материи руководствуясь безупречным чувством меры и целесообразности.
Арапов-композитор, несший на себе груз ответственности главы школы, всегда сохранял вкус к обновлению. Уже за гранью своего шестидесятилетия Арапов создал нонконформистский, изысканный по языку камерный музыкально-сценический диптих: оперу-новеллу «Дождь» по рассказу С. Моэма (1967) и двухактный балет «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (1971). Своего рода театрализация симфонического действия в трех концертах этого времени — скрипичном (1964), Концерте для большого симфонического оркестра (1969) и Концерте для скрипки, фортепиано и ударных с камерным оркестром памяти И. Ф. Стравинского (1973) — также стала важной чертой стиля композитора.
Особое место в творчестве Арапова заняли поздние сочинения — вокальный цикл и симфония. Они созданы автором, перешагнувшим порог 80-летия. Это создания выдающегося мастера, находящегося во всеоружии мастерства, продолжающего планомерно и сосредоточенно сочинять, — но это музыка человека, прожившего большую, насыщенную событиями и переживаниями жизнь. Человека мудрого, способного взглянуть на век и на людей взглядом одновременно отстраненным и сочувствующим. Взглядом осмысляющим, отсеивающим все внешнее, временное — и сохраняющим теплоту, внимание, понимание. Ровесник Дмитрия Шостаковича, Арапов на рубеже 1980-х—1990-х годов удивительным образом хранит верность тому пафосу новизны, который одушевлял в 20-е—30-е годы блестящую плеяду композиторов авангарда, — и в то же время обнаруживает глубину, укорененность в тысячелетней музыкальной и многотысячелетней литературной европейской традиции. Лирико-философское размышление в вокальном цикле «Душа и тело» на стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама и многоплановая инструментальная драма Седьмой симфонии — находят своего рода общий знаменатель в «Откровении Иоанна Богослова», партитуре одновременно эпической и остро лирической, ставящей в соответствие вселенскому масштабу Апокалипсиса — масштаб напряженнейшего личного переживания. Дыхание личности «на стеклах вечности», окаменевшая перед всечеловеческим подвигом Иудея, горе как «надежный щит души» — эти поэтические образы из текстов, вошедших в вокальный цикл, становятся мерилом для такого единого масштаба. Здесь слышен конец века и тысячелетия, слышно наше время — время большой истории. Истории людей.
 
Похоронен Борис Арапов на кладбище поселка Комарово.
 
 

Книга памяти 

15 марта ушел из жизни актер театра и кино, художественный руководитель Московского театра "Сатиры" (2000-2020), Народный артист РСФСР (1989) Ширвиндт Александр Анатольевич (19.07.1934)



14 марта ушла из жизни камерная и оперная певица, Народная артистка СССР (1976) Чхония Ламара Григорьевна (27.12.1930)



13 марта ушла из жизни артистка балета, солистка Большого театра (1954-1976), Народная артистка РСФСР (1984) Касаткина Наталья Дмитриевна (07.06.1934)




Некрополь деятелей искусств © 2023