НЕКРОПОЛЬ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВ


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Арапов Борис Александрович

(30.08(12.09).1905 - 27.01.1992)
 
Советский композитор и педагог. Преподаватель Ленинградской (Петербургской) консерватории с 1930 года (с 1940 года профессор). Народный артист РСФСР (1976).
 
Борис Арапов родился в Петербурге.
 
В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу сочинения профессора В. Щербачева. Список сочинений Арапова объемен. Однако замыслы вызревали и реализовывались не спеша. Владея всем многообразием приемов, введенных в музыку послевоенным европейским авангардом, Арапов всякий раз отбирал средства для создания новой музыкальной материи руководствуясь безупречным чувством меры и целесообразности.
Арапов-композитор, несший на себе груз ответственности главы школы, всегда сохранял вкус к обновлению. Уже за гранью своего шестидесятилетия Арапов создал нонконформистский, изысканный по языку камерный музыкально-сценический диптих: оперу-новеллу «Дождь» по рассказу С. Моэма (1967) и двухактный балет «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (1971). Своего рода театрализация симфонического действия в трех концертах этого времени — скрипичном (1964), Концерте для большого симфонического оркестра (1969) и Концерте для скрипки, фортепиано и ударных с камерным оркестром памяти И. Ф. Стравинского (1973) — также стала важной чертой стиля композитора.
Особое место в творчестве Арапова заняли поздние сочинения — вокальный цикл и симфония. Они созданы автором, перешагнувшим порог 80-летия. Это создания выдающегося мастера, находящегося во всеоружии мастерства, продолжающего планомерно и сосредоточенно сочинять, — но это музыка человека, прожившего большую, насыщенную событиями и переживаниями жизнь. Человека мудрого, способного взглянуть на век и на людей взглядом одновременно отстраненным и сочувствующим. Взглядом осмысляющим, отсеивающим все внешнее, временное — и сохраняющим теплоту, внимание, понимание. Ровесник Дмитрия Шостаковича, Арапов на рубеже 1980-х—1990-х годов удивительным образом хранит верность тому пафосу новизны, который одушевлял в 20-е—30-е годы блестящую плеяду композиторов авангарда, — и в то же время обнаруживает глубину, укорененность в тысячелетней музыкальной и многотысячелетней литературной европейской традиции. Лирико-философское размышление в вокальном цикле «Душа и тело» на стихи Н. Гумилева и О. Мандельштама и многоплановая инструментальная драма Седьмой симфонии — находят своего рода общий знаменатель в «Откровении Иоанна Богослова», партитуре одновременно эпической и остро лирической, ставящей в соответствие вселенскому масштабу Апокалипсиса — масштаб напряженнейшего личного переживания. Дыхание личности «на стеклах вечности», окаменевшая перед всечеловеческим подвигом Иудея, горе как «надежный щит души» — эти поэтические образы из текстов, вошедших в вокальный цикл, становятся мерилом для такого единого масштаба. Здесь слышен конец века и тысячелетия, слышно наше время — время большой истории. Истории людей.
 
Похоронен Борис Арапов на кладбище поселка Комарово.
 
 


Поиск



 Книга памяти

10 декабря ушел из жизни советский хоровой дирижер, Народный артист СССР (1979) Венедиктов Лев Николаевич (07.10.1924)