|
Бейсейтова Куляш Жасымовна(2.05.1912 - 6.06.1957)
Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась в городе Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан). Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына. В 1925—1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. Сценическая деятельность начала в 1930. С 1937 солистка Казахского театра оперы и балета. Выступала как концертная певица. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии М. О. Ауэзова (либретто) и И. В. Коцыка (музыка) "Айман—Шолпан". Образ Шуги ("Шуга" Б. Майлина и И. В. Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек ("Қыз Жібек" Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства. Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх "Жалбыр", "Ер Таргын", "Золотое зерно", "Гвардия, вперед!" Е. Г. Брусиловского, "Бекет" Зильбера и "Глубокое озеро" Надирова. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему её ненависть. Образы Ажар ("Абай" Ахмета Жубанова и Л. А. Хамиди) и Сары ("Биржан и Сара" М. Т. Тулебаева) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер: Баттерфляй ("Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини), Татьяны ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Тамары ("Демон" А. Г. Рубинштейна), Маро ("Даиси" З. П. Палиашвили) и Алтыншаш ("Алтыншаш" Н. Жиганова). Скончалась Куляш Бейсеитова в Москве. Похоронена на Центральном кладбище в Алма-Ате (Казахстан).
Фото Светланы Унжаковой |
|